На главную На главную
8 (4967) 54-01-05

АО ТД "ЗиО - Энерготехпром"

Юридический адрес: 142103, Московская обл. г. Подольск ул. Орджоникидзе, д.8.

 

Почтовый адрес: 142103, Московская обл. г. Подольск ул. Орджоникидзе, д.8.

 

Тел/факс:

+7(4967)54-01-05

 

Менеджеры:

+7(499)409-21-41

+7(495) 972-31-92 

+7(901) 543-59-37 

+7(901) 183-93-96 

+7(495)  9881674

+7(495) 9891794

E-mail - etp-m@podolsk.ru

Яндекс.Метрика

Нужно нечто большее. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (26 марта — 2 апреля) 2017 г.

Версия для печати

Последняя неделя первого квартала произошла не очень радостно для российских металлургов. С надеждами на повышение отпускных цен в апреле пришлось окончательно распрощаться, некоторые виды стальной продукции и вовсе подешевели (что, впрочем, совсем не плохо для потребителей и дистрибьюторов), а на мировой рынок возвращаются китайские компании, снова начавшие предлагать покупателям привычно дешевый прокат. При этом большинство покупателей еще и крутят носом, рассчитывая на то, что через пару недель смогут приобрести нужный им металл еще дешевле.

Основания для таких ожиданий у них, безусловно, есть. Котировки на стальную продукцию почти по всему миру поворачивают в сторону спада, и с этим решительно ничего не поделать.

Февральский скачок цен на прокат в Китае оказался в значительной мере искусственным. В его основе лежали действия спекулянтов, организовавших подъем на товарных биржах, а во второй половине марта ставших выходить из игры с фиксацией прибыли, а также рост закупок стальной продукции после новогодних праздников по местному календарю. Сейчас же китайские дистрибьюторы и конечные потребители стальной продукции завершили процесс накопления запасов, так что металлурги столкнулись со снижением внутренних продаж и были вынуждены активизировать экспортные операции.

Причем, что характерно, реальное потребление стали в Китае совсем не малое. В стране продолжается реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, создающих немалый дополнительный спрос на стальную продукцию. Однако другие сектора просто не в состоянии поддерживать перманентно высокие темпы роста. Спекуляции жильем достигли такого масштаба, что власти ряда крупных городов были вынуждены принять меры по ограничению безудержного подорожания недвижимости. Китайский авторынок пошел на спад, после того как истек срок действия программы стимулирования спроса, предлагавшей налоговые льготы при покупке малолитражек. А запущенную в прошлом году модернизацию активов государственных компаний все-таки нельзя продлевать до бесконечности.

Большинство зарубежных экспертов, правда, по-прежнему считают, что в текущем году видимый спрос на стальную продукцию в Китае все-таки прибавит по сравнению с прошлым годом. И здесь весьма неприятным диссонансом стало недавнее заявление вице-президента китайской металлургической ассоциации CISA о том, что потребление может, наоборот, сократиться на 1,9%. Это, конечно, не 2015 год с его 5%-ным спадом, но вариант, без сомнения, очень нехороший.

А тут еще с очередной инициативой выступил американский президент Дональд Трамп, решивший объявить борьбу внешнеторговому дефициту США, немалая часть которого приходится на торговлю с Китаем. Американскому Минторгу приказано в 90-дневный срок представить возможные пути решения этой проблемы. Конечно, очень вряд ли, что минторговцы смогут предложить что-то разумное. Глубоко негативный торговый баланс США складывался десятилетиями, и никакими административными мерами его не побороть. Даже если американцы введут пошлины на какие-либо китайские товары, им все равно потом придется покупать их в других местах.

В то же время, американский рынок стали продолжает закрываться. В течение прошедшей недели в США были озвучены весьма высокие антидемпинговые пошлины на толстый лист, причем под санкции попали два европейских прокатных завода российской группы НЛМК. А несколько американских компаний подали иск против поставщиков катанки, включая российских, насчитав для них демпинговую маржу в размере до 821%. Между прочим, данный вопрос достаточно чувствительный, поскольку в прошлом году отечественные металлурги отправили в США более 90 тыс. т данной продукции.

А ведь ситуация с экспортом российской стальной продукции и без того выглядит достаточно тревожной. По данным Reuters, Европейская комиссия готова отказаться от установления предварительных антидемпинговых пошлин на горячекатаные рулоны из пяти стран, включая Россию, в апреле, но вполне может ударить по рынку окончательными пошлинами в октябре. При этом европейская металлургическая ассоциация Eurofer предупредила о возможной подаче иска против российских экспортеров арматуры.

Но главная проблема на внешних рынках — усиление конкуренции со стороны китайцев. Листовой прокат китайского производства уже предлагается, как минимум, не дороже, а то и дешевле российского. Китайская заготовка в странах Восточной Азии, куда в феврале-марте в больших количествах продавались российские полуфабрикаты, уже почти не отличается в цене от продукции других поставщиков. Пока существенно более дорогостоящим по сравнению с предложениями конкурентов остается только китайский сортовой прокат, но это не приоритетный сектор для отечественных металлургов. Впрочем, можно ожидать, что в дальнейшем этот разрыв будет уменьшаться.

В то же время традиционные наши рынки сбыта в Средиземноморье находятся в депрессивном состоянии. Турецкую экономику лихорадит в преддверие назначенного на 16 апреля референдума, на котором будет поставлен вопрос о преобразовании страны из парламентской республики обратно в президентскую, а фактически о предоставлении высших конституционных полномочий Реджепу Эрдогану. Возможно, после голосования, когда вопрос так или иначе решится, ситуация изменится, но пока спрос на стальную продукцию в Турции стагнирует, а стоимость сортового проката, заготовки и металлолома снижается.

Впрочем, в текущих тенденциях на мировом рынке стали можно увидеть и что-то хорошее. Опускаются цены на сырье. Помимо металлолома, понизилась в последнее время железная руда, а коксующийся уголь в начале апреля должен подешеветь более чем на 40%. Спутать карты здесь может, разве что, ураган, в конце марта обрушившийся на самый угольный австралийский штат Квинсленд. Но урок 2011 года, когда такой же тропический циклон затопил несколько угольных разрезов и размыл железные дороги, кажется, был усвоен участниками отрасли, так что серьезных потерь все же не ожидается.

Уменьшение затрат на сырье, очевидно, позволит российским металлургам относительно безболезненно сбавить не только экспортные, но и внутренние котировки, что должно стать положительным фактором для рынка. Реальный спрос на прокат в России в последние месяцы и так был весьма низкий, а дороговизна стальной продукции еще и оказывала на него дополнительное негативное воздействие. Теперь же есть хорошие шансы таки дождаться в апреле начала сезонного подъема, хотя в этом году он, очевидно, будет не слишком впечатляющим. Впрочем, оценить его перспективы должны сами участники рынка.

Проблемы российской металлургической отрасли, безусловно, являются отражением сложной экономической ситуации. Вроде бы, страна прошла крайнюю точку спада еще в конце прошлого года, а оживления все нет и нет. Более того, в строительстве, розничной торговле, инвестициях в основной капитал все еще не заметно никаких изменений к лучшему. У экономики фактически нет источников роста. Она сейчас не в состоянии развиваться ни за счет внутреннего потребления, ни за счет экспорта, ни за счет инвестиций.

Что же может разорвать этот порочный круг? В прошлом году, да и в начале этого года было много разговоров о том, что именно частный капитал, а не государство с его неповоротливостью, коррупцией и бюрократией должен сталь локомотивом российской экономики. Однако, вот беда, эта ставка никак не может сыграть, причем, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, частный капитал проявляет инвестиционную активность, когда четко видит перед собой перспективы получения прибыли. А при нынешних «дорогих» деньгах и трудностях с привлечением финансирования эта прибыль должна быть весьма и весьма существенной. Такие направления в российской экономике сейчас есть. По всей стране интенсивно строятся тепличные хозяйства, логистические комплексы, химические и фармацевтические предприятия, способные выпускать востребованную и конкурентоспособную продукцию. Но с точки зрения спроса на прокат и показателей роста ВВП это не компенсирует продолжающегося падения в коммерческом и жилищном строительстве, снижения заказов на промышленное оборудование, низких доходов большей части населения, подрубающих малый бизнес.

Это в растущей экономике легко разбрасывать деньги по проектам. Сейчас инвестиции в создание новых мощностей требуют тщательного и трезвого расчета, реалистичных бизнес-планов, умелой управленческой команды и квалифицированных специалистов. Именно поэтому во время кризиса возможности для роста получают лучшие. Но большинство в бизнесе, как и в любой другой сфере жизнедеятельности составляют середнячки, которые в смутные времена стараются вести себя осторожно, не ввязываться ни в какие авантюры и делать запасы на «черный день».

Во-вторых, российский рынок сильно зарегулирован, и с этим трудно что-то поделать. С одной стороны, именно в административной сфере у нас «слишком много государства», но, с другой, только оно сегодня и может защищать права потребителей, требуя придерживаться хоть каких-то стандартов и выполнять хоть какие-то законы. В последнее время власти к тому же еще и стремятся компенсировать падение доходов от экспорта энергоносителей увеличением налоговых сборов и поэтому старательно усиливают контроль над каждым рублем. Все это, естественно, не способствует росту экономической активности.

Тем не менее, есть целое направление, на котором государство может — и должно — сыграть решающую роль в поддержке российской экономики. Как раз в конце марта в порт Сабетта прибыл первый танкер-газовоз за продукцией завода «Ямал-СПГ», первая очередь которого должна быть официально введена в строй осенью текущего года. Этот мегапроект с многомиллиардными объемами инвестиций стал совместным детищем российской частной компании «Новатэк», французского частного и китайского государственного капитала и, конечно, российского государства, всю дорогу оказывавшего ему существенную поддержку, причем, не только финансовую.

Союз государственной стратегии и частной инициативы — это, пожалуй, именно тот локомотив, который может вывести российскую экономику из стагнации. И видов такого сотрудничества может быть немало: частно-государственное партнерство, софинансирование проектов частных компаний из государственных фондов развития промышленности и территорий, инвестиционные контракты и соглашения... Основной вопрос здесь — наличие честных и грамотных управленцев с обеих сторон, четкость организации, видение конечной цели и промежуточных задач. Только при таких условиях возможно расширение этой практики от отдельных, пусть и крупных проектов до широких масштабов в рамках всей страны.

Сегодня, безусловно немало делается для вывода России из затянувшейся экономической депрессии. Но нужно нечто большее!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»